Спасаем птиц вопреки обстоятельствам
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Виктория Катаева.. Мир Новостей
В середине декабря, чуть больше месяца назад, на Черном море потерпели крушение танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», на борту которых суммарно находилось около девяти тонн мазута, который частично попал в море.
К настоящему времени ЧП присвоен статус экологической катастрофы федерального масштаба. Юрист из Москвы Ольга Евстигнеева, которая в качестве волонтера работала на побережье, поделилась с «МН» своими впечатлениями и тревогами.
ДЕДУШКА С КАМЧАТКИ И БАБУШКА С ПЛОВОМ
- О ЧП я узнала из социальных сетей в конце декабря. Эковолонтеры сообщали, что ситуация катастрофическая и нужна помощь добровольцев. Поскольку предстояли долгие новогодние праздники, я решила вместо поедания салатов и просмотра фильмов провести их с пользой, купила билет на поезд до Анапы и поехала. Таких оказалось много - людей со всех концов России, которые вместо новогодних каникул бросились помогать. Тысячи людей. Были даже жители из отдаленных районов России. Например, пара из Хакасии или дедушка-пенсионер с Камчатки. Все говорили, что не могли остаться в стороне от такой беды.
Местные жители тоже помогали. Запомнилась бабушка лет 80, я встретила ее, когда убирала мазут на пляже. Разговорились, спросила у нее, как давно она убирает мазут. Ответ был такой: «Я здесь с первого дня (после ЧП) и без выходных. Ведь это мой родной город». Ее ровесница каждый день приезжала в лагерь волонтеров. «Ребятки, я вам покушать привезла, - и выносила из машины казан плова, три кастрюли борща. - Дома варю, а соседи помогают отвезти к вам».
Те люди, кто не смог приехать, но тоже сочувствует, помогали материально. Не деньгами, поскольку на финансовые сборы сами же волонтеры в данном случае наложили запрет, дабы избежать фактов мошенничества, а вещами. Требовались средства индивидуальной защиты - специальные костюмы, перчатки, респираторы, лекарства для птиц в большом количестве, средство для мытья и многое другое...
В телеграм-группе организаторы выкладывали список необходимых вещей, и люди все это заказывали и оплачивали, а волонтеры с машинами забирали на пунктах выдачи и привозили... Владельцы автомоек в Анапе дали помещения во временное пользование - бесплатно, - чтобы добровольцы могли там мыть птиц. Тысячи особей везли со всего побережья, перепачканных в липкой вонючей жиже, погибавших от нее...
Видела видео у девочек, которые работали перед самым Новым годом и в первых числах января: был большой наплыв птиц, и вся улица была заставлена коробками с птицами. В основном в тех краях обитает чомга, несколько ее разновидностей. У этих птиц длинные шеи и тонкие длинные клювики, которыми при взаимодействии с человеком дикарки пытаются клюнуть в лицо. Но многие птицы уже и не клевались, обессилели, надышавшись мазутом, который также попадает птицам в пищевод, когда они пытаются очистить свое грязное тело клювом. Этот мазут отравляет организм птицы, и она медленно погибает...
Мы как могли отмывали их от жижи моющим средством. Сперва мыли тех, которые были сильно загрязнены, жалко же птичку. Позже приехали орнитологи и сказали, что надо по-другому - начинать с самых активных птиц, потому что ослабевшие уже точно не выживут. Активных же пока еще можно спасти.
«У ВАС 20 МИНУТ НА СБОР ВЕЩЕЙ – И ОСВОБОДИТЕ ПОМЕЩЕНИЕ!»
- По нашей информации, потерпевшие крушение танкеры были предназначены для речного судоходства, а не для выходов в море, тем более в такую погоду. Ведь условия не были неожиданностью, шторм длился несколько дней до ЧП. К тому же танкеры советского еще производства, 70-х годов. Кто внутри компании принимал решение об их выходе в море и кто из чиновников ставил свою подпись под разрешительными документами? Оба этих гнилых корыта просто развалились! Один танкер лежит на дне, и его не могут достать. А второй отбуксировали к берегу, на днях из него произошел очередной разлив мазута, который, как оказалось, до сих пор даже не откачали.
Местные власти довольно долго не помогали нам даже техникой! Чистят волонтеры весь день пляж лопатами, собирают мазут в мешки. Они тяжелые, и оттащить их пока нет возможности, да и куда? А за ночь мешки смывает в море. Когда - наконец-то, к исходу третьей недели! - прибыли тракторы, то они просто... начали сгребать с пляжа весь песок, в том числе тот, который волонтеры просеивали через пластмассовые ящики и другие приспособления, чтобы отделить мазут. Так что сейчас на пляжах песка практически нет.
Одна женщина-волонтер, помню, очень громко ругалась: мы весь день отделяли мазут от песка, спина отваливается от усталости, а все свалили в одну кучу. Дальше песок грузят в КамАЗы и вывозят, куда - неизвестно, говорят, что на какой-то полигон. Как его дальше будут использовать, тоже информации нет. У людей нет понимания, как правильно этот песок обрабатывать и очищать.
В один из дней - тоже почти через месяц - волонтерам предоставили помещение под их деятельность. Прибыла пресса, губернатор перерезал ленточку... А следующей ночью - уже, естественно, без присутствия СМИ - приехали неизвестные и сообщили, что «у вас 20 минут на сбор вещей, освобождайте помещение».
Люди занервничали: куда же нам деваться в ночь с птичками?! Начали перевозить коробки с птицами на автомойку. Позаписывали излишне эмоциональные видео, которые до сих пор гуляют в Сети... Утром, правда, приехали какие-то ответственные лица и внесли ясность, что «это помещение не подходит по санитарным нормам, дадим другое, не паникуйте...»
Сейчас еще местная полиция стала ловить волонтеров и предъявлять требования: мол, необходимо разрешение от Минприроды на отлов птиц, у вас таковое имеется?! «Нет? Сейчас выпишем вам штраф».
По этой логике, заметив увязшую в мазуте птицу, волонтер должен сначала направить заявление о намерении ее отлова. Срок рассмотрения бумаги, согласно действующему законодательству, составляет 30 дней... Учитывая количество пострадавших птиц, вместо их спасения волонтеры будут с утра до ночи строчить заявления?!
НЕДОВЕРИЕ И МНОГО ВОПРОСОВ…
- Теперь скажу как юрист: нанесен колоссальный ущерб экологии нашей страны. Погублены флора и фауна побережья. Тысячи погибших и зараженных птиц, погибшие дельфины...
Мазут «расползся» уже в Крым, Геленджик, Азовское море, в сторону Тамани, где расположен заказник редких птиц. Там появились первые «мазутные» птицы... Уже подсчитывает будущие убытки туристическая сфера: в предстоящий сезон (а может, и не один) Анапа и ее окрестности точно не будут подходить для отдыха граждан. Кто захочет купаться в грязном море и дышать мазутом?..
От сотоварищей по волонтерству слышала историю, что в прошлом году похожее ЧП произошло в Сингапуре. Загуглила и прочитала про этот случай. Так вот в течение нескольких часов после утечки местные службы типа нашего МЧС огородили в воде место аварии бонами (приспособлениями, сдерживающими распространение нефтепродуктов). Затем распылили на «пятно» химический растворитель. За несколько суток крупные последствия аварии были устранены непосредственно в море. После этого власти привлекли местных волонтеров для уборки мелких загрязнений на берегу. Что мешает в России разработать инструкцию на случай подобных ЧП, а если инструкции, например, уже существуют, то почему их не применяют? Понятно ведь, что такие трагедии будут происходить до тех пор, пока бизнес на местах ведут люди, для которых сиюминутная прибыль и «авось пронесет» важнее остального. И пока есть чиновники, покрывающие этих горе-бизнесменов.
На днях стало известно, что выделен миллиард рублей из федерального бюджета на устранение последствий ЧП на побережье. В этом тоже, мне кажется, присутствует элемент абсурда: чиновники на местах допустили катастрофу, первые недели скрывали от федерального начальства масштабы трагедии... А вместо порицания им теперь - бюджет. Но дело даже не в этом.
Мне и другим волонтерам, которые вложили личное время и свой труд, бросив дом, семьи и работу ради общего дела, хотелось бы понимать, что властями будут предприняты все меры для ликвидации последствий ЧП в море и на суше. Необходимо публичное информирование о проводимой работе, возможно, канал в «Телеграм» с фото и видео.
Решать проблему «на бумажке» не нужно, решите ее в реальности! Нужны разработанные совместно с экологами и научным сообществом инструкции по эффективной уборке мазута и очистке песка без его массового вывоза, инструкции по отлову, очистке и реабилитации птиц. И, конечно же, инструкция на будущее о действиях властей и специальных служб при возникновении подобных ситуаций. А к чиновникам - тем, с которыми мы столкнулись в Краснодарском крае, - у волонтерского сообщества, извините, есть недоверие и много вопросов.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.