Переговоры по Украине, кризис в Грузии, маниакальное поведение Запада, и что миру несет Дональд Трамп — все эти далеко не самые праздничные темы в преддверии Нового года aif.ru обсудил с официальным представителем МИД РФ Марией Захаровой.
Надо в первую очередь основываться на своих собственных силах и надо их наращивать. Да, дипломатия есть дипломатия, мы всегда говорили о ее приоритетности. Но когда так называемые партнеры, которых уже, к сожалению, так нельзя назвать, продолжают вымарывать международное право, нужно делать ставку на собственные силы. Делать все для того, чтобы мы могли обеспечивать национальные интересы без оглядки на тех, кто подсунет нам какую-нибудь бумажку, а потом через какое-то время от нее же и откажется.
Но посмотрите на других западных «лидеров». А они при их внешней легитимности разве не утратили во многом доверие к себе? Вы посмотрите, какие манипуляции происходят с выборами в различных странах, какие манипуляции проходили в США. Посмотрите, как под нажимом Запада, Вашингтона, Лондона, Брюсселя должны проводить выборы независимые государства только потому, что Запад диктует им свою волю. Есть такое понятие: «парад суверенитетов». Оно возникло в 80-90-е годы. А мы видим парад утраты суверенитетов. Разве эти идеологи западного менталитета сами находятся в правовом поле? Разве они не раздробили доверие к себе всего мира своими действиями?
Поэтому вы подняли очень важную тему: а с кем договариваться? Да, безусловно, мы делаем все для того, чтобы сохранить международное право как явление. Потому что если мир откажется от международного права, что тогда будет основой для взаимодействия государств, для решения вопросов, для невозникновения новых кризисов? Право сильного? Но мы знаем, к чему это приводит.
Соответственно, возвращаемся к тезису, который озвучил президент России. Надо быть сильными. И тогда мы будем и договариваться, и понимать, что если договоренности будут нарушены, то мы сможем компенсировать очередной обман тех, кто с нами эту игру вел. Но, возможно, они не пойдут на обман, если будут понимать нашу силу.
— Иными словами, в 2025 году при соблюдении противником определенных условий переговоры о мире на Украине все-таки возможны?
— Мы всегда говорили, что никогда не отказываем тем, кто хочет вести переговорный процесс.
Наша страна разработала целый комплекс мер для того, чтобы не допустить после государственного переворота на Украине открытого конфликта. Как выяснилось, даже заявляя о своей приверженности минским договоренностям и Меркель, и Олланд, хотели другого. Когда уже возникла угроза нашей национальной безопасности и стало понятно, что речь идет об использовании Украины в виде плацдарма против нашей страны, тут уже, конечно, Россия перешла к активным действиям.
Но еще раз хочу сказать, что, как неоднократно говорили наши руководители, опция переговоров никогда не снималась нами с повестки.
— Но пока все-таки мы видим, что на той стороне они воруют наши деньги, стреляют в наши мирные объекты своими ракетами и не боятся даже «Орешника». Не получится ли так, что мы стоим как единственный столб международного права, в то время как вся противоположная команда играет против нас без правил?
— А вы считаете, что мы одни? Нет. Мировое большинство прекрасно понимает, что будет, если возобладает так называемый миропорядок, основанный на правилах. Потому что это правила только Запада. И правило одно — что Запад во всем прав.
Вы думаете, Китай не в шоке от того, что происходит? Своим трудолюбием этот народ достиг огромных результатов в науке, технике, промышленности, ни у кого ничего не воруя, не забирая у слабых, не используя неправовые, нелегитимные инструменты. Разве они не в шоке от того, что с ними делает Запад?
Запад ограничивает уже много лет их технологическое развитие, ставя барьеры на пути их технологий и их товаров. Затем Запад, понимая, что это не действует и в условиях рыночной экономики Китай идет вперед, начал переходить к гибридным формам. С одной стороны, протекционизм своих собственных западных рынков и производителей, а с другой стороны, использование силовых приемов, как, например, захват родственников руководителя крупнейшей технологической китайской компании, которых держали под домашним арестом длительное время. Это беспрецедентный случай.
Но и этого показалось мало. Посмотрите, как агрессивно ведет себя Запад в отношении Тайваня. Устно признавая концепцию единого Китая, они при этом накачивают Тайвань западными, в первую очередь американскими, вооружениями. А дальше просто идет провокация за провокацией вокруг этой весьма чувствительной для Китая и очень чувствительной для всего региона темы. Вы помните полет Нэнси Пелоси? Это же тоже все расшатывание международных правовых основ, провокационная деятельность, которая нацелена на сдерживание развития Китая. А за сдерживанием, как вы прекрасно знаете, начинается следующая фаза — стратегическое поражение.
Поэтому мы не единственные, кто понимает, что отказ от международного права — это путь в никуда. Нужно быть сильными, но уважать международное право и взаимодействовать с остальными партнерами именно на этой основе. А Запад понимает только право сильного, и именно его пытается продвинуть в международных отношениях как исключительную доминанту.
И мировое большинство за последние годы не просто прозрело, а перешло к достаточно проактивной позиции по защите тех ценностей, на которых выстраивалась послевоенная международная среда. А это международное право, это система международных организаций, это выросший из итогов Второй мировой войны процесс деколонизации, который сейчас просто должен перейти на следующий этап. И Запад делает все для того, чтобы его свернуть в сторону неоколониализма через новые технологии.
Дети на баррикадах в Грузии
— В Грузии сейчас происходят очень тревожные события. Может ли эта страна стать плацдармом для давления на Россию? Может ли там развиться какой-то горячий конфликт, направленный против России?
— В этом и суть Запада. Они используют все возможности и все площадки для своей маниакальной идеи нанесения России стратегического поражения. Ради этого они готовы ввергнуть любую страну в пучину внутреннего противостояния, столкнуть население в кровавых разборках на улицах. Саломе Зарубишвили готова принести в жертву даже детей, несовершеннолетних школьников. Нет ни одной ценности, ни одного барьера, который бы сдерживал Запад от давления только ради того, чтобы в очередной стране начался хаос, и чтобы внутри этого хаоса сформировать очередной плацдарм для реализации своего геополитического безумия.
— В 2025 году возможны в Грузии те события, о которых вы сейчас говорите?
— Так они происходят уже много месяцев. Началось-то не с выборов. Началось с законодательства внутригрузинского, когда народ и политики, представляющие народ Грузии, задались вопросом: а можно нам использовать западные наработки для борьбы с финансированием политической деятельности в стране из-за рубежа? Взяли за основу законодательство, которое действует в США и сейчас на всех парах разрабатывается в странах ЕС. В ответ Запад начал буквально шантаж суверенного государства с целью заставить его отказаться от национального законодательства. Я в жизни такого не видела.
Нет никаких ограничений, которые бы затормозили Запад в болезненной устремленности на разрушение суверенитета стран, лишь бы только иметь рычаг воздействия. А как же права человека? Президент Грузии призывает детей выходить на улицы и принимать участие в беспорядках, где уже были коктейли Молотова, уже были булыжники, уже были побои, уже были драки. И она призывает детей выйти на улицу. Где все международные правоохранительные институты? Почему молчит гражданское общество различных стран, которые обычно так заботятся о детях? Где они все?
Разве не такое же было отношение к российским детям со стороны Запада, когда у нас были такие же, инспирированные Западом, протестные движения, проплаченные через тех, кто потом оказался иноагентом и срочно покинул территорию России. Разве не к этому же они призывали — выводить детей? Почему? Дети не очень хорошо знают историю, дети не владеют пониманием политической обстановки, дети очень легко поддаются влиянию. Детей легко сподвигнуть на необдуманные поступки под видом геройства. Мы же это все проходили.
Поэтому это не вопрос 25-го года или какого-то еще года. Это концепция, которую Запад будет реализовывать везде, где ему это позволят.
Уничтожить самосознание
— Очень странные выборы произошли в Румынии, очень странные заявления делает руководитель Молдавии. Возможно ли повторение приднестровских событий, возможно ли что весь регион вспыхнет?
— Поджечь еще и этот регион у Запада золотая мечта.
Сколько Россия привносила туда мира и успокоения, занимаясь гуманитарной поддержкой этого региона, налаживая связи. Все это было важнейшей составляющей стабильности и безопасности. И, конечно, мы видим, как Запад начинает действовать ровно в противоположном ключе.
Они придумали такую схему, которую ни один гражданин Молдавии даже в дурном сне не смог бы себе представить. Это изничтожение идентичности молдавского народа. Не получилось столкнуть молдаван и приднестровцев. Россия не допустила этого. Пошли с другой стороны западники.
Во-первых, внедрили тех политических деятелей, у которых паспорта, виды на жительство, гражданство других стран. И через них начали переписывать молдавский язык на румынский, запрещать альтернативные СМИ. Все для того, чтобы людей дезориентировать, лишить их самоидентификации и родных корней. А с дезориентированным человеком можно делать все, что угодно.
Вроде бы Румыния уже была без пяти минут доминантой в регионе, все шло к поглощению Молдавии через вот этот комплекс мер. И тут случились выборы, когда сами румыны выбрали того человека, которого Запад им не разрешил выбирать. И что мы видим? Конституционный суд Румынии отменяет не просто результаты первого тура, а вообще ставит крест на существующей процедуре, ее блокирует. И не отвечает на вопрос, когда вообще эти выборы состоятся и в каком виде. То говорили декабрь, потом конец декабря, а теперь уже и про 25-й год говорят. И не говорят, когда объявят. До такой степени цинизма я, честно говоря, не помню, чтобы западные страны доходили.
Но при этом мы же помним, как отменяли второй тур выборов в другой стране в начале 2000-х — на Украине, когда был первый Майдан. Но даже то, что было тогда на Украине, при всей аморальности, хотя бы отдаленно напоминало некую процедуру. Мы не говорим, законную или демократическую — это хотя бы напоминало процедуру. А то, что происходит в Румынии, это полный хаос. Такого не было никогда.
Любое государство должно понимать, что если оно падает под давлением Запада, то потеряет суверенитет и уже вряд ли будет способно отстоять свою независимость в будущем. И с этой страной может произойти все, что угодно. Либо народ должен сказать нет этому разрушительному воздействию.
Многие считают, что США, страна с государственным долгом 36-37 триллионов долларов, возьмет под свое крыло и откормит. Дескать, да, сейчас будет у нас переворот, хаос и разруха, но через несколько лет все станет хорошо. Но этого же не происходит. Они только разрушают.
Трамп и третий пол
— Мы посчитали, сколько войн при каких президентах США вела эта страна, и выяснилось, что больше всего войн было при Трампе.
— Вы знаете, я не в защиту какого-то президента США скажу сейчас, отвечая на ваш вопрос, а просто для объективности. Я помню, как Обаме дали Нобелевскую премию за то, чтобы он как бы не вел войны. И во что это вылилось?
Эта статистика от лукавого. Я не знаю, на каком месте в этом списке те американские президенты, при которых была Вьетнамская война. Это ведь чудовищная война. В ходе этой войны американцы уничтожали мирное население Вьетнама напалмом. Людей уничтожали, как будто это не люди, и даже как будто это не звери были. Я не знаю, можно ли сравнивать одну эту войну с несколькими конфликтами или другими войнами. Не возьмусь судить. Поэтому мне в данном случае эта статистика не близка.
Мне интересно другое. У Америки есть богатая история и достижений огромное количество. Но сейчас эта страна пришла в XXI веке к коллапсу. Прописали в паспорте третий пол. Легализация наркотиков идет повсеместно, штат за штатом. В Нью-Йорке легализовали марихуану, которая продается абсолютно везде. Коллапс экономический — колоссальный долг, который они никогда не оплатят. Нет ни одного человека разумного, который бы сказал, что 36-37 триллионов долларов — это вполне себе можно оплатить.
Меня волнует, чтобы это государство, которому нужно решать свои внутренние проблемы, не диктовало свою разрушительную волю остальным. И чтобы оно не навязывало свой опыт, во многом неблагополучный, другим странам в качестве единственно возможного. И чтобы оно очнулось и посмотрело вокруг, и начало не блокировать развитие других государств, а посмотрело бы, какой опыт у других стран им полезно было бы воспринять. И не крушило бы конкурентов, а вернулась к тем первоосновам, на которых Америка и создавалась: конкуренции, справедливости в оценке результата, а не в навязывании того результата, который нужен.
Что осталось от этой конкуренции? Да ничего. Сейчас там доминирование толерантности, новой этики, новой нормальности над реальными результатами. Неважно, умеешь ты, не умеешь. Важно все, что угодно, только не качество твоей работы. И в международных отношениях то же самое. Не конкурентоспособность, не желание развиваться с другими странами, а подавление других стран, которые вырвались вперед, и бесконечное насаждение вот этой своей болезненной мировоззренческой антилогики для того, чтобы все считали, что они по-прежнему великие.
Вроде бы в заявлениях Трампа о том, что он сделает все, чтобы изменить законодательство, которое узаконило третий пол, есть что-то многообещающее. Не потому, что мне так важно, что и как американцы будут делать со своими, пардон, гениталиями. Важно что, возможно, они прозреют и увидят, что натворили, в том числе и на этом примере. Мне важно, что эти посылы, которые мы слышим от Трампа, — это возможность того, что на какие-то вещи они, может быть, посмотрят с точки зрения науки и реалий.
Я хочу сказать, что не только России, но и всему миру десятилетиями навязывали несуществующий бред про третий пол. И навязывали так сильно, что выросли несколько поколений, которые живут именно с этим восприятием.
Когда люди говорят, что земля плоская, все над ними посмеиваются. Когда мы это слышим, мы понимаем, что человек либо не очень образован, либо пытается эпатировать окружающих. А третий пол для человека, который стал нормой восприятия для огромного количества людей. Т. е. никто не прекращает разговаривать с каким-то американским дипломатом, который говорит о том, что завтра у него, например, в посольстве парад по случаю третьего пола. Все такие: ну очень хорошо, правильно, здорово, а сколько человек придет? Т. е. никто не говорит: что, о чем вы? И никто не говорит, что это как-то ненормально — говорить про третий пол. Они навязали эту концепцию, и это очень, очень страшно.
Семейный праздник
— Как вы празднуете Новый год?
— Вы знаете, мы празднуем Новый год, как правило, с семьей. Мы очень ценим эти моменты, потому что у меня родители регулярно направлялись в длительные командировки. И мы жили на несколько стран из-за того, что то родители работали за рубежом, то я работала за рубежом. И поэтому мы очень ценим возможность провести праздники вместе. И, надеюсь, так будет и в этом году.
Это действительно истинная ценность, когда ты можешь собраться семейным кругом, а потом еще на следующий день или в течение новогодней недели съездить в гости, пообщаться. Конечно, застолье, интересные истории, поздравления, подарки, пожелания друг другу.
И я желаю вашей аудитории традиционно огромной благополучия, сил. И самое главное — веры, надежды и любви. Они, мне кажется, станут символами следующего года.