ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Янв. 21, 2025

Не довести аварию до катастрофы

Рейтинг: 0

Автор: Александр Лабыкин, Михаил Немтырев. Монокль

Промедление с ликвидацией разлива мазута ухудшило экологическую ситуацию на побережье Черного моря. Наверстать упущенное позволит оперативное внедрение новых технологий сбора и утилизации нефтепродуктов.

С прошлой недели разворачивается самая активная и высокотехнологичная фаза ликвидации 4500 тонн мазута, вытекшего из двух судов — «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212», которые потерпели крушение в Керченском проливе Черного моря 15 декабря 2024 года. Экологи насчитывают десятки тысяч пострадавших от мазута птиц, десятки погибших дельфинов, а ученые фиксируют нарушения береговых линий из-за вывоза грязного грунта — еще недавно знаменитого золотого анапского песка. Но реальные масштабы последствий для природы и людей пока не может оценить никто.

С первых дней керченской аварии начался мозговой штурм: в органы власти и во Всероссийское общество защиты природы поступают различные предложения по технологиям сбора и утилизации мазута от десятков предприятий и научных институтов. Дело в том, что случившееся стало первым в истории эпизодом разлива тяжелого топливного мазута в море и собирать его быстро и правильно пока не умеют. Он не только стелется пленкой по поверхности воды, как другие нефтепродукты, но при снижении температуры дрейфует в виде комков разного калибра в толще воды, которая выносит его на берег. Поэтому технологии для его сбора требуются комплексные. И некоторые из них уже успешно испытывают сейчас в акватории наиболее «хлебнувших» мазута Анапы и Крыма.

С первых дней чрезвычайной ситуации на берегу отчаянно трудились и по сей день трудятся порядка 3500 волонтеров из 35 регионов страны — такой гражданской активности не видели прежде даже самые бывалые активисты-экологи. Для местных властей же это будет хорошим уроком: как выяснилось, суета с годовыми отчетами и новогодние праздники не позволили им вовремя оценить масштаб бедствия и сразу затребовать статус ЧС федерального уровня, чтобы получить средства на быстрое устранение течи мазута из судов, а также локализовать его в местах первых сбросов сорбентами. По словам ученых и представителей МЧС, это позволило бы за недели разделаться с мазутом на площади в 15 раз меньшей, чем сейчас. И площадь будет увеличиваться из-за продолжающегося распространения нефтепродукта.

Несколько дней назад президент Владимир Путин возмутился тем, что мазут не начали, как положено, убирать сразу же после разлива, и поручил премьер-министру Михаилу Мишустину возглавить процесс устранения последствий аварии. Глава правительства создал на прошлой неделе комиссию из нескольких министерств и ведомств, и дело закрутилось в надлежащих масштабах: из затонувших судов начинают откачивать мазут и готовятся вскоре поднимать их на берег, попутно наращивая масштабы сбора и абсорбции мазута в воде и на берегу, а также его утилизации. Эксперты считают, что если при этом будут правильно подобраны технологии и соблюдены взятые сейчас высокие темпы устранения последствий аварии, то есть шанс, что она не перерастет в экологическую и урбанистическую катастрофу.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни