На Западе о четырех первоэлементах – огне, воде, земле и воздухе – рассуждали и древнегреческие философы, и средневековые алхимики. В восточной традиции таких основополагающих элементов пять. Жители Китая всегда придавали большое значение поддержанию гармонии между ними – и при императорах, и в современном мире.
В очереди в Запретный город я стою среди людей, переодетых в императоров, наложниц и министров. В последнее время в Китае стало модно примерять на себя образы исторических персонажей и фотографироваться на фоне достопримечательностей. Музей Бывшего дворца – самая востребованная локация для таких фотосессий, ведь в прошлом это была главная резиденция китайских императоров в Пекине. Отсюда они правили Поднебесной почти пять веков. В имперские времена попасть сюда можно было только по высочайшему приглашению. Министры входили в дворцовый комплекс через боковые двери Полуденных ворот Умэнь, избегая срединного пути, предназначенного для августейших особ. Сейчас каждый может пройти посередине, представляя себя императором. После Синьхайской революции 1911–1912 годов, когда страна стала республикой, императорская семья прожила здесь еще 13 лет, а когда ее изгнали, в 1925 году был создан музей Бывшего дворца, или, по-китайски, Гугун. С тех пор Запретный город доступен всем желающим.
Миновав пункты досмотра, разворачиваю карту и осматриваюсь. Императорскую резиденцию недаром называют городом: на огромной территории, огороженной высокой стеной с башнями, – более 70 дворцов, административные и жилые здания, улицы, площади, мосты и четыре сада. Все это когда-то сооружалось по продуманному плану, ведь главное место в Поднебесной должно быть организовано в соответствии с законами вселенской гармонии. А они в мировоззрении жителей Китая основаны на взаимодействии Усин – пяти элементов, или стихий: дерева, огня, земли, металла и воды. Запретный город – настоящая энциклопедия китайской истории и культуры, и изучить его за один день просто нереально. Моя сегодняшняя цель – увидеть, как воплощалась философия Усин в архитектуре императорской резиденции.
Гармоничное воплощение
Территория резиденции делится на две части. Во Внешнем дворе – административные здания, где император занимался государственными делами и принимал чиновников, во Внутреннем – жилые дворцы, предназначенные для правителя, для женщин его гарема и для прислуги. План Запретного города продуман в соответствии не только с философией пяти стихий, но и с концепцией инь и ян. Ян – это воплощение света, тепла, мужского начала, а инь – темноты, холода и женского начала. Внешний двор резиденции, где трудились мужчины и куда можно попасть через южные ворота Умэнь, соответствует началу ян, а Внутренний, где жили женщины и откуда выходили через северные ворота Шэньумэнь, – началу инь. На эту двойственную структуру накладываются «зоны ответственности» пяти стихий. Согласно философии Усин, пяти элементам соответствуют пять направлений, а также пять цветов: огонь – юг – красный; дерево – восток – зеленый; вода – север – черный; металл – запад – белый; земля – центр – желтый.
Ворота Умэнь самые большие и роскошные в Запретном городе и олицетворяют стихию огня. Они ярко-красного цвета, и местные считают, что с виду это сооружение напоминает взмахнувшую крыльями огненную птицу Чжу Цюэ – хранителя Юга в китайской мифологии. Согласно учению о пяти элементах, огонь порождает землю. Император – Сын Неба – земной правитель, потому крыши его резиденции покрыты черепицей желтого цвета. Свернув карту, я направляюсь в центр Запретного города – средоточие стихии земли.
Путь неблизкий; сначала нужно дойти до ворот Высшей гармонии Тайхэмэнь, перебравшись через реку Цзиньшуй. Возле них сидят бронзовые львы – эти стражи здесь с XV века. Экскурсовод предостерегает туристов: «Не фотографируйтесь под лапой льва, иначе на снимке будет казаться, что он хватает вас за голову! Потом голова будет болеть!» Некоторые особо суеверные посетители отходят подальше.
Миновав ворота Тайхэмэнь, я выхожу на огромную площадь. В центре на трехъярусной каменной террасе друг за другом располагаются три главных зала, в которых император принимал чиновников по важным поводам. Это зал Высшей гармонии (Тайхэдянь), зал Полной гармонии (Чжунхэдянь) и зал Сохранения гармонии (Баохэдянь). Гармония здесь – не только слово в названии построек. Создатели архитектурного ансамбля воплощали ее в соответствии с философией Усин. Если смотреть сверху, сооружения складываются в иероглиф 土 – «земля» и иероглиф 主 – «хозяин», напоминая, что император – земной владыка. Земля порождает металл, а в системе пяти элементов металлу соответствует белый цвет, потому терраса, на которой находятся три главных «земных» зала, белая. Металл порождает воду: на платформе рядом с постройками стоят массивные бронзовые чаны для воды, которую использовали при тушении пожаров. Поскольку почти все здания Запретного города деревянные, здесь всегда опасались этого бедствия.
– И ни одного дерева! – восклицает стоящий недалеко от меня посетитель. – Как же тяжко было министрам, когда они собирались здесь, на площади, летом на мероприятия. Ни намека на тенек!
Лето в Пекине и правда знойное, чиновникам не позавидуешь. К тому же они перемещались по всем этим необъятным пространствам пешком, тогда как императора несли в паланкине. В наши дни возле зданий установлены лавочки для туристов, но деревья на этой площади точно никогда не появятся, и на то есть причина. В соответствии с философией Усин, элементы находятся в постоянной взаимосвязи, порождают и одолевают друг друга. Поэтому в архитектуре домов всегда должны быть сдерживающие факторы, чтобы стихии не вступали в конфликт. Дерево порождает огонь, но побеждает землю. А ведь земля – это центр, стихия императора! Чтобы сдержать силу дерева, которое и так используется в качестве основного материала при строительстве дворцов, в центре Запретного города нет ни одного зеленого насаждения.
«Защитники» от стихий
Школьный учитель, усадив детей в круг на третьем ярусе террасы, просит сосчитать существ, выстроившихся друг за другом на коньках желтой крыши зала Высшей гармонии. Ученики запрокидывают головы и наперебой кричат: «Двенадцать!».
– Верно, – улыбается учитель. – Только на крыше зала Тайхэдянь их так много! Они все наделены магическими силами, но последний из маленьких зверей, Ханши, самый полезный, ведь он отгоняет молнии!
Действительно, молнии наряду со свечами всегда были главными врагами деревянного зодчества. Здания вспыхивали как спички и сгорали дотла. Я тоже принялась высматривать Ханши – крылатого божка с головой обезьяны и мечом в руках. Вот он, в самом конце ряда коньковых существ, перед более крупным зверем – рогатым Цяншоу.
Китайцы верили, что Небо дарует императору власть и, если оно недовольно своим земным «сыном», изливает гнев через природные катаклизмы. Например, сообщает правителю, что он неправ, насылая на его дом молнии. Зал Высшей гармонии горел четыре раза, два – из-за грозы. При последней реставрации Тайхэдяня в 1697 году император Канси распорядился поставить к коньковым зверям Ханши, чтобы тот отгонял молнии. С тех пор, кстати, главный тронный зал резиденции больше не горел.
Направляясь по террасе к следующему зданию, я слышу знакомый голос известного экскурсовода Е Цяна, чьи рассказы о Запретном городе пользуются популярностью на китайских интернет-площадках. Он с группой туристов остановился возле зала Полной гармонии, и я подбираюсь поближе в надежде узнать что-то новое об императорской резиденции.
– Изучая китайскую деревянную архитектуру, дворцовую или народную, мы обязательно отыщем на зданиях обереги, отсылающие к стихии воды и защищающие от пожаров. Например, резьбу на окнах в виде водного ореха. Или вон того керамического зверя чивэня на крыше. У него морда дракона и тело рыбы. К сожалению, ни один из них не спасает от огня на сто процентов, – улыбается Е Цян. – Но вот что интересно: в Запретном городе есть здание, которое не горело ни разу с момента постройки! Это зал Высшего спокойствия Циньаньдянь.
Оказывается, это здание было построено как даосский храм покровителя севера Сюань-у – «по совместительству» духа воды в китайской мифологии.
Пять стихий в пейзаже
К северным воротам Легендарной Отваги, или Шэньумэнь, примыкает императорский сад Юйхуаюань. Согласно учению Усин, север соответствует стихии воды, а вода порождает дерево, поэтому именно на севере Запретного города располагается его самая зеленая часть.
Как и в былые времена, в саду Юйхуаюань люди отдыхают и наслаждаются рукотворной и природной гармонией пейзажей. Посетители сидят на скамейках под деревьями и в беседках и обсуждают впечатления. В саду собраны воплощения всех пяти стихий. Вода – маленькие озера с рыбками возле живописных павильонов, декоративные камни и искусственные горы как «представители» земли, красные стены и колонны как воплощения огня, белые балюстрады, цветом соответствующие металлу. И, конечно же, множество самых разных деревьев; некоторым из них более 300 лет. Человеческое измерение
Вечером в пекинском парке Бэйхай я встречаюсь с Гао, своей учительницей китайского языка. Мы сидим на лавочке, наблюдая, как группа людей занимается тайцзицюань – оздоровительной гимнастикой на основе боевых искусств. Спрашиваю Гао, значима ли философия Усин в жизни современных китайцев.
– Конечно! Традиционная китайская медицина основана на учении о пяти элементах. С помощью Усин практикующие ее целители и в наши дни расскажут о патологических изменениях в организме, диагностируют заболевание и назначат лечение. Пять первоэлементов отражены и в боевых искусствах. Например, земля – это дыхание, а огонь – скорость. Есть даже стиль «усинцюань», основанный на взаимодействии пяти элементов.
– Где этому можно обучиться? – интересуюсь я.
– В каждом городе есть свои школы, но, наверное, самое аутентичное место, чтобы приобщиться к ушу, – в горах Уданшань, что в провинции Хубэй. Священная даосская земля! Обязательно съезди, как будет возможность.
Звучит заманчиво, но это, видимо, цель для моего следующего путешествия.
Китай - Площадь: 9 572 900 км2
- Население: ок. 1 408 000 000 чел.
- Расстояние от Москвы до Пекина: ок. 5790 км